Posted By on 30.11.2014

1118Жители городов разучились смотреть выше витрин. Мы ходим носом вниз или судорожно озираемся, чтобы не угодить под несущуюся машину, а то и просто глазеем по сторонам, но не для того, чтобы увидеть, что находится наверху.

Искусство заключается в том, чтобы
найти необыкновенное в обыкновенном
и обыкновенное в необыкновенном.
Дени Дидро, философ

А между тем там немало интересного, красивого и даже забавного. Ну вот, например, есть в Таллинне, на углу улиц Пикк и Хобузепеа дом, разглядывая который (конечно, выше витрин), нельзя не улыбнуться. Весь он появился будто для того, чтобы развеселить серьезных столичных жителей и любознательных гостей города. Дом невольно привлекает внимание своим богато украшенным, похожим на декорацию фасадом. Головки ангелов, морские драконы, дельфиньи рыльца, бог Посейдон с трезубцем, девичьи личики, такие сладенькие, будто их вылепили из марципана, рожицы дразнящихся чертенят… Причем все это вплетено в причудливый орнамент из изогнутых ветвей, листьев и цветов. И все это многообразие ярко раскрашено, весь этот затейливый декор завершает бюст человека на карнизе дома. Человек с любопытством смотрит в лорнет. Этот оптический прибор давно ушел из нашей повседневной жизни, мы пользуемся обычными очками, надевая их на нос, а люди ХVIII века имели очки на складывающейся ручке с цепочкой и при необходимости приставляли их к глазам. В ту пору было модно иметь лорнет, и смотрели через него даже тогда, когда в этом и не было нужды.
12Так вот, человек с лорнетом, венчающий фасад дома №23 на улице Пикк, в камзоле и с косичкой на затылке всем своим видом говорит, что пришел к нам из манерного ХVIII столетия, запечатленного на полотнах художников того времени: Ватто, Буше, Фрагонара — персонажи которых щеголяли в цветных камзолах, панталонах до колен, белых чулках и туфлях с блестящими пряжками, с легкой прической и коком взбитых волос.

1314Господин с лорнетом сквозь его стекла взирает на что-то, происходящее на другой стороне улицы… Судя по саркастической улыбке, моды наших дней кажутся ему не только нелепыми, но и просто дикими. Впрочем, кое-что ему в моде ХХI века очень даже нравится. Что именно? Это станет понятно, если вспомнить и поверить городскому преданию о том, почему на крыше городского дома появился этот любопытный господин с лорнетом и куда он так внимательно смотрит.

Однажды, проходя мимо этого дома, услышал, как стоящей на другой стороне улицы Пикк группе туристов экскурсовод рассказывал, что некогда в доме напротив, вернее, в том здании, что стояло на этом месте три сотни лет назад, жил старый холостяк, отличавшийся легкомысленной и не совсем приличной привычкой лорнировать, а попросту говоря — подглядывать через окно дома напротив за тремя молодыми девицами (или дамами), наблюдая за их туалетом. А нужно сказать, что мода в ту пору отличалась особым искусством, называемым французами “де се дэвтир” (искусством одеваться), одеваться в платья, полные сладострастия и кокетства, с глубоким вырезом лифа, прилегающим корсажем и кринолином.
13И таллиннский господин с улицы Пикк с восторгом лорнировал своих милых соседок, особенно когда они разоблачались и оставались неглиже. Кстати, слово это в переводе с французского означает “пренебрегать”. Не случайно существовал в то время (опять-таки во Франции) обычай, называемый французами “левэ”, когда кавалеры присутствовали при утреннем одевании знакомых дам. А так как в Таллинне ХVIII столетия это было просто немыслимо, господин из городского предания рассматривал соседок в лорнет.

Снизу, с мостовой улицы Пикк, не видно выражение глаз этого человека, но если внимательно посмотреть на фотографию бюста человека с лорнетом, то отчетливо видны расширенные зрачки его восхищенных глаз и сладострастная полуулыбка.

Ну как такому проказнику и любителю женских прелестей не восхищаться одеждой, вернее, ее отсутствием у женщин нашего времени. И хотя сексуально озабоченный холостяк с лорнетом поступал по нормам ХVIII века явно аморально, куда ему до современных проказников, заполнивших недавно на вечере секспедиции зал по-прежнему называемого “культурным” центра “Сакала” .

Впрочем, вся эта история на совести тех, кто придумал это городское предание. Честно говоря, без таких баек город будет скучным и неинтересным.

А все-таки как же этот таллиннский донжуан попал из ХVIII столетия на крышу дома, построенного в начале ХХ века? И как вообще в строй строгих зданий улицы Пикк мог попасть такой “развеселый” дом, да и расположенное напротив здание под №18 с нагромождением на фасаде египетских масок, драконов, женских фигур, разнообразных по форме и размерам окон в обрамлении прихотливо изогнутых линий карнизов и рустованных камней (руст — облицовка грубо отесанным камнем)?

1215В 1907 году из Тарту в Таллинн переехал молодой архитектор Жак Розенбаум. Сын городского головы города Хаапсалу, он окончил Ревельское Петровское реальное училище, а затем Политехнический институт в Риге и стал профессиональным архитектором. Время его активной деятельности в Таллинне совпало с проникновением в архитектуру Эстонии нового стиля “модерн”, или “юген”, возникшего в Европе в девяностые годы ХIХ столетия. Этот стиль отличался поиском новых приемов композиций и новых архитектурных форм, свободных от старых шаблонов. Стиль, в котором архитекторы видели возможность большей свободы творчества и освобождения от академических канонов. Талантливые зодчие создавали в стиле модерн интересные, вошедшие в историю архитектуры сооружения. И хотя новый стиль существовал относительно недолго, он оставил свой след в истории нашего города, и прежде всего работами Жака Розенбаума.

Когда вскоре после его приезда в Таллинн он получил заказ от богатого местного предпринимателя Рейхмана построить дом на углу улиц Пикк и Хобузепеа, он украсил его не только затейливым декором, но и бюстом господина с лорнетом и фигуркой кота. По-видимому, кто-то поведал архитектору забавное городское предание, и он, будучи человеком с юмором, не мог отказать себе в удовольствии немного похулиганить. Спасибо ему и рижскому скульптору Аугусту Фольцу, изваявшему и господина, и кота.

Наш Старый город — своеобразный музей архитектуры. Здесь можно встретить здания, построенные в разнообразных стилях, от готики до модерна. К последнему специалисты-искусствоведы еще недавно относились свысока, считая его периодом упадка искусства архитектуры. Но именно дома в этом стиле украшают и оживляют улицы старого Таллинна. Конечно, можно спорить о достоинствах и недостатках отдельных зданий, но думается, что все архитектурные стили, в которых эти здания построены, звенья одной цепи истории зодчества, а выбросить из цепи даже одно звено нельзя — цепь распадется. И тогда в живую и разнообразную ткань города ворвутся стандартные и безликие стеклянные монстры, имена создателей которых наверняка никто не вспомнит.

И последнее. Дома, построенные на улице Пикк Жаком Розенбаумом, вызывают добрую улыбку и стали своего рода приманкой для туристов.

Лев Лившиц

«Молодёжь Эстонии»

About the author

Comments

Leave a Reply